♫ Николо (Никколо) Паганини ♪
Одна из улиц старого квартала итальянского города Генуи сохранила еще древнее название «Пассо ди Гатта Мора». Вот старый дом под номером 38. В нише стеньг — статуя Девы, под ней мемориальная доска: «Высокая честь выпала на долю этого скромного жилища: здесь, 27 октября 1782 г. родилсяНикколо Паганини, непревзойденный мастер божественного искусства звуков». В церкви св. Кроче-и-Сальваторе хранится ветхий документ — запись священника на латинском языке: «Сегодня, 28 октября 1782 г., мною окрещен Никколо, сын Антонио и Терезы Паганини, урожденной Боччардо». Никколо был третьим ребенком ремесленника Антонио Паганини, занимавшегося упаковкой товаров в генуэзском порту; мать Никколо была простой, неграмотной женщиной. Позднее Антонио, по-видимому, переменил профессию, так как в переписи, проведенной по приказу Наполеона, он числится «продавцом мандолин». Простолюдины считали Антонио незаурядной личностью. Говорили, что он может предсказывать будущее и даже указывать выигрышные номера лотерейных билетов.
Поводом к распространению таких слухов послужила изобретенная им арифметическая таблица для определения выигрышных номеров. Скудных заработков Антонио еле хватало на содержание жены и пятерых детей. Он искал счастья в игре, однако почти никогда не выигрывал: вычисления с помощью таблицы, конечно, не давали ожидаемых результатов. Как и большинство итальянцев, Антонио страстно любил музыку, недурно играл на мандолине и скрипке. Дилетант в музыке, он мечтал о карьере артиста, лаврах, аплодисментах и, разумеется, о больших доходах. В душе его таились неудовлетворенные желания, портившие его характер; семье трудно было ладить с ним. В противоположность Антонио, Тереза обладала спокойным характером. Она старалась не противоречить мужу, утешение же находила в религии и в любви к своим детям. Никколо родился двумя годами позднее второго ребенка, умершего едва появившись на свет. Тереза горько оплакивала эту утрату. Утешение принес ей Никколо, к которому она питала особую нежность, видя в нем как бы возвращенное ей дитя
Раскрытие метода или «секрета» Паганини доставляло и поныне доставляет ищущим немало хлопот, результаты, которых малоутешительны. Причина этих неудач кроется в некотором недоразумении. Паганини утверждал, что его метод позволяет ученику овладеть техникой в гораздо более короткий срок, чем это требовалось при методах, применявшихся в его время. Этим и ограничивались его высказывания. Между тем, иные фантазеры, истолковывая их гораздо шире, чем он сам того желал, полагают, что раскрыв «секрет» Паганини, можно овладеть и его техникой. Но это не удалось никому. Мастерство Паганини являлось результатом стечения исключительных обстоятельств: особой структуры рук и плеч, неимоверной гибкости суставов и растяжимости сухожилий, особой целеустремленности, заставлявшей его в юности отдавать скрипке все силы до конца, и, наконец, совокупности редчайших качеств, называемой гением.
Современные скрипачи в известной мере владеют секретом Паганини, поскольку располагают техникой, позволяющей им исполнять все то из его наследия, что доступно для человека с нормальными анатомо-физиологическими данными. Но современные скрипачи не раскрыли другого «секрета» Паганини — его магического воздействия на аудиторию, «секрета» Паганини-романтика, ставшего символом романтизма и очаровавшего Европу.
________________
Источник: http://nikolo-paganini.ru